Доступная среда
Реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
Государственная программа «Доступная среда»
(Конвенция о правах инвалидов, нормативные документы, карта доступности объектов, новости, интервью, горячие линии)
Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия.
Доступная среда для инвалидов или лиц ОВЗ — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации. Подробнее об этом читайте в разделе Инклюзивное образование.
Задача, стоящая перед образовательной организацией — создание безбарьерной, доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Информация о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ «Прудковский д/с»:
- Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. Имеющиеся в ДОУ помещения могут быть использованы детьми дошкольного возраста с нарушением психических, языковых, речевых функций, а также физическими внешними дефектами. Доступность учебных помещений для детей-инвалидов и детей с ОВЗ – избирательная, условная (с дополнительной помощью);
- Специально предусмотренные и оборудованные помещения для проведения практических занятий отсутствуют. Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий детей-инвалидов и детей с ОВЗ — избирательная, условная (с дополнительной помощью);
- Дошкольное образование не предусматривает организацию библиотеки для детей дошкольного возраста;
- Имеющееся спортивное оборудование может быть использовано для занятий с детьми дошкольного возраста с нарушением психических, языковых, речевых функций, а также физическими внешними дефектами;
- Имеющиеся средства обучения и воспитания частично приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Об условиях обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации детей-инвалидов и детей с ОВЗ: см. Паспорт доступности образовательных услуг для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации ребёнку-инвалиду или ребёнку с ОВЗ предоставляется сопровождающее лицо;
- Специальных условий питания не предусмотрено. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих основаниях;
- Охрана здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ (при их наличии) организуется в двух направлениях: педагогическом и медицинском, в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством. Согласно СанПиН разрабатывается режим дня, с обязательным учетом возраста детей, в котором регламентируется время приема пищи, прогулок, дневного сна. Составляется расписание непосредственно образовательной деятельности детей. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Медицинское обслуживание детей осуществляют медицинские работники ОГБУЗ «Сафоновская центральная районная больница», согласно договора на медицинское обслуживание. Подробнее об этом читайте в разделе Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса;
- Для детей дошкольного возраста свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям вне образовательной деятельности не предусмотрен. На сайте детского сада реализована альтернативная версия сайта для слабовидящих; Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся.
- Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет (не используются). Специальные информационные системы и электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ отсутствуют (не используются);
- Интернат и общежитие, в том числе приспособленный для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья — отсутствует. Общежитие и интернат в МКДОУ «Прудковский д/с» не предоставляются.
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендия и иные виды материальной поддержки
- Образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Международное сотрудничество